Побег из Шоушенка (1994)

Насколько все-таки тонкости перевода могут влиять на восприятие названия фильма. Вроде бы «Побег из Шоушенка» довольно четко и однозначно отражает суть картины. Но нет. Ведь в оригинале заключено слово «Redemption». Слово, которое гораздо многограннее по своей сути. Redemption — это искупление, спасение, освобождение.
Именно освобождение, а не банальный побег, задумывает Энди Дюфрейн, главный герой картины. План его — скрупулезный, выверенный до малейших деталей. Дерзкий, отчаянный и смелый. Только человек незаурядного, живого ума мог с такой методичностью совершить запоздалое правосудие.
Вроде бы банальная идея о непригодности и беспомощности бывшего заключенного вне тюремных стен поднята здесь на небывалую высоту. Герой Джеймса Уитмора — престарелый библиотекарь Брукс Хатлен — должен выйти на свободу спустя 50 лет заключения в Шоушенке. Но он готов совершить новое преступление, лишь бы не выходить за стены тюрьмы. Ведь она — практически единственный мир, который Брукс когда-либо знал. К слову, Брукс Хатлен — едва ли не самый трогательный персонаж в фильме.
Но Энди не такой. За 20 лет он так и не смог смириться со своей участью. Несмотря на то, что всячески облагораживал тюремный быт, делал все для блага заключенных. И, казалось бы, завоевал доверие с их стороны. Возможно, Энди был слишком умен и свободолюбив, чтобы смириться. А может, чувство собственной невиновности мотивировало его. Ведь действительно, Дюфрейн просидел 20 лет за то, чего не совершал. Достаточно много, чтобы искупить несуществующую вину.
Где-то между Бруксом Хатленом и Энди Дюфрейном стоит «Ред» — герой Морагана Фримана. Он смирился с судьбой, занял свое место в своеобразной тюремной иерархии, но все же не оставляет надежду однажды выйти за пределы Шоушенка. В отличие от Энди, герой Фримана пытается сделать это легальный путем — каждые 10 лет подает прошение о досрочном освобождении. Но каждый раз получает отказ. И этот механизм — апофеоз безысходности, ее олицетворение. Эти коротенькие сцены, заканчивающиеся постановкой очередного штампа: «отказано» производят гораздо более сильное впечатление, чем сцены драк или избиений.
Обычно, анализируя какой-то фильм, хочется разобрать его на состваляющие. Отдельно отметить режиссуру, сценарий, игру актеров, музыкальное сопровождение. Но картина «Побег из Шоушенка» настолько совершенна, настолько трогает своей идеей, так глубоко проникает в сознание, что «разбор полетов» просто уходит на второй план.
Побег из Шоушенка — это прекрасная, глубокая и мотивирующая притча о человеческом достоинстве. Пусть где-то надуманная, но все же такая светлая и потрясающая.

10 из 10

20
Янв
2009

Facebook

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.
*