Пространство (сериал 2015 – …) The Expanse

«Пространство» – фантастический сериал о космосе. Он описывает будущее человечества через 200 лет, в котором Солнечная система освоена, Марс стал самостоятельной развитой колонией и находится не в лучших отношениях с Землей. Обитатели станций, расположенных в поясе астероидов, оказываются между двух огней в готовой разразиться войне между двумя планетами.
«Пространство» (странно что Expanse не перевели, как «Экспансия», но наши локализаторы не могут без креатива) это первый за годы полноценный космический сериал. Скажу честно, герои здесь не блещут оригинальностью и харизмой – раскрыты они бедно и довольно шаблонно, но ведут себя все персонажи вполне естественно, как живые люди, пусть и не сильно интересные, поэтому это не сильно раздражает.
Главной звездой сериала является его мир. Во-первых, видеть в качестве места действия именно Солнечную систему непривычно, но очень приятно. Никаких гиперпрыжков, далеких галактик и инопланетных рас. Все очень по-домашнему. В книгах это не редкость, в кино и на телевидении – почти вымирающий вид.
Сериал напоминает, что наш космический дом – не просто скучный крошечный задний двор, каким он кажется в контексте традиционной фантастики с ее сотнями звездных систем, а огромное пространство – таинственное, пугающее и достаточно обширное, чтобы в нем затеряться.
Во-вторых, мир будущего в сериале отлично проработан и подан. Несмотря на то, что нам упорно не показывают Марс, сохраняя его таинственность, из разговоров героев картина нового мира и баланса сил складывается довольно четкая. Есть колония на Марсе – отделившаяся от Земли и пошедшая своим путем. Это мощная военная сила со своими технологиями и системой ценностей, строящейся на том, что марсианам приходится бороться за каждый глоток воздуха, что воспитывает силу духа.
Жители станций в поясе астероидов представлены как отдельная фракция, формально подконтрольная Земле. Это пролетарии – шахтеры и дальнобойщики – добывающие ресурсы на своих астероидах. Надо полагать – металлы, но нам чаще всего говорят о добыче льда, который жизненно необходим им самим для выживания.
Астеры живут по большей части на станции на карликовой планете Церера, самом массивном объекте в поясе астероидов. Постоянная нехватка воздуха и воды, низкая гравитация, приводящая к ослаблению мышц и постоянное высасывание ресурсов матушкой-Землей приводят к формированию милитаристской организации повстанцев, борющихся за независимость астеров.
Невозможно говорить о «Пространстве» и не упомянуть знакомые мотивы и образы, которые замечаешь при просмотре. Да, у всех космических саг есть общие черты, но уникальность этого сериала в том, что он похож сразу на все, некая амальгама научной фантастики.
По идее, это должно было бы производить впечатление вторичности, недостатка креатива и оригинальности, но этого почему-то не происходит. Есть в «Пространстве» и что-то отчетливо свое – свежее и сильное, что не позволяет списать сериал как дешевую поделку из наворованных элементов.
Начальная сцена сериала с девушкой, просыпающейся в пустом мертвом корабле, напоминает как ни странно два новых сериала – «Сотню» и «Темные дела», но это просто забавное совпадение. Дальше нам показывают первого главного героя – детектива на Церере – и тут уже срабатывает целый ряд ассоциаций.
Идея земных колоний, которые живут в ужасных условиях и, в конце концов, пытаются отделиться от сосущей из них все соки Земли, мне очень напомнило «Луну – суровую хозяйку» Хайнлайна.
Общество колоний и атмосфера многих сцен не могли не вызвать в памяти атмосферный мир сериала «Каприка», а агитирующие к восстанию революционеры на площадях почему-то напомнили о проповедниках из великолепной российской игры «Код доступа: РАЙ». Чуть позже понимаешь, почему.
В сериале две основных сюжетных линии и два героя: детектив-астер на Церере, расследующий пропажу девушки, и член экипажа шахтерского корабля «Кэнтербери», решившего откликнуться на сигнал SOS с загадочного фрейтера «Скопули».
Так вот если линия команды шахтерского судна – это традиционная космическая опера из «Чужого» (снова команда простых пролетариев влезает в передрягу) ползущая к «Светлячку» (когда они получают новый трофейный корабль и дают ему имя), то линия детектива – это не сай-фай, а скорее… традиционный киберпанк.
Прожжённый мизантроп-детектив в шляпе, запутанное дело, атмосфера нуара, взломы, флэшки, зашитые в тело жертвы, куча гаджетов в кадре, заговоры и атмосфера недоверия – все это типичный киберпанк. Поэтому, наверное, и вспоминается «Код доступа», а Хакер шепчет голосом Репетура: «Ваш рай – это только сон».
Да, герои могли бы быть поярче и пооригинальнее, хотя я со временем проникся симпатией к детективу и заинтересовался прошлым каждого из членов команды «Кэнтербери». Но по-настоящему меня пленил именно проработанный мир сериала, любопытный политический баланс, классовое неравенство.
И мне очень нравится то, что многие любопытные фантастические детали не выставляются напоказ, мол, смотри какая штуковина, а раскрываются на фоне основного действия. Вот стандартный шкафчик с заплатами для обшивки на космическом корабле, вот струя воды из бутылки, которая в условиях низкой гравитации льется чуть по-другому, и так далее. Это всегда приятно.
Именно этим – деталями совсем другого мира – и пробирает настоящая фантастика, заставляет верить в эти события и героев. Графика и декорации тоже сделаны на отличном для сериала уровне.
Я не назову сериал шедевром и не поставлю рядом с боготворимой «Галактикой», но это настоящая фантастика с единой большой историей (это ведь экранизация серии романов Джеймса Кори), а не пластиковый процедурал с отдельным сюжетом для каждого эпизода вроде «Звездных врат: Атлантида». Таких сериалов хотелось бы побольше. Их очень не хватает.
Cезон из десяти серий по 40 минут каждая кончается, как водится, на клифхэнгере, но ощущения разочарования не оставляет. Нам ответили на ряд вопросов и предложили новые. Остается только с нетерпением ждать следующего сезона.

  • Август 2019
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    « Мар    
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031  
  • 23
    Мар
    2016

    Facebook

    Оставьте ответ

    Ваш электронный адрес не будет опубликован.
    *